100 уникальных сел Бурятии

 

Проектный офис    +79148457321
 100seltour@gmail.com

Использование нематериальных, культурных ресурсов Окинского района в туризмена примере свадеб и обрядов

Проект поддержан Фондом Президентских Грантов

#ФондПрезидентскихГрантов

Данная методика разработана на основе проекта Стратегии развития Окинского района до 2035 года и предназначена для специалистов в сфере туризма, культуры, учителей бурятского языка и литературы, педагогов дополнительного образования, воспитателей детских садов, студентов и учащихся – будущих специалистов в сфере туризма, культуры, для тех, кто исследует и интересуется уникальной культурой народов, проживающих в Окинском районе, а также для туристов и гостей нашего края.

Авторы:

Мира Цыбденова, педагог дополнительного образования МАОУ ДО «Детский эколого- туристический центр «Барс» (с Орлик, Окинского района)

Елена Ширибон, методист проекта «100 уникальных сел Бурятии»

**********************************

В самом начале, перед тем, как приступить к реализации проекта, нужно понимать, в какой среде при каких условиях нужно двигаться вперед. Иначе получится так, что инициатор что-то делает, а все оказывается зря: нет поддержки со стороны Администрациирайона, нет понимания у местных жителей, не продаются сувениры и т.д. Поэтому для начала нужно изучить  свой проект с действующими документами. Мы взяли за главный документ района – проект Стратегии социально – экономического развития МО нашего района до 2035 года, который разработан под руководством ученого, д-р.экономических наук, профессора Н.И. Атанова.

24.12.2015 года решением районного Совета депутатов создана территория традиционного природопользования (ТТП) коренного малочисленного народа Севера, Сибири и Дальнего Востока (КМНС) – сойотов. Цель создания ТТП КМНС - сохранение и защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренного малочисленного народа Севера, Сибири и Дальнего Востока – сойотов, сохранение и развитие самобытной культуры, а также сохранение на территории традиционного природопользования биологического разнообразия.

В документе выделены5 видов функциональных зон с различными предназначением и природоохранным режимом, среди которых - зоны религиозного назначения, историко-культурного наследия и захоронений, памятников истории и культуры, а также иных объектов историко-культурного назначения, захоронений и зоны рекреации и ограниченной хозяйственной деятельности для организации массового отдыха и маршрутного туризма.

В принципахстратегирования написано, что при реализации нужно постоянно анализировать, чтоб вовремя вносить корректировки, быть открытыми, все местное сообщество. Тогда будет успех. При этом реализую Стратегию нужно поддерживать, а не нарушать принцип самоорганизации системы. Главное – избавиться от равнодушия, инерции, обучаться новым технологиям, внедрять новые методы, меть современное мышление. Нам особенно понравилось то, что «Стратегия – не догма».

Разработать и прописать Стратегию для Окинского района на первый взгляд несложно, т.к. население небольшое, в экономика не очень развитая, говорится в документе.Но если учитывать, что горная Ока – это географический и исторический эпицентр всей Евразийской цивилизации, природный и ресурсный резерв России и человечества в целом, историческая колыбель монгольского этноса (Эргуна-кун), то становится понятно, что Стратегия наша может  стать модельной территорией соединения исторического традиционализма с достижениями современного научно-технологического прогресса на принципах Ноосферного устойчивого развития, используя самые передовые методы и практики тенгрианско-буддийского учения.

Миссия района - процветающая территория социально-демографического благополучия и гостеприимства, с устойчиво-развитой экономикой и экологией и звучит она так: «Локальная модельная территория Республики Бурятия на принципах ноосферного устойчивого развития, добившаяся феноменальных успехов в экономике, демографическом[1], социальном и экологическом благополучии, благодаря тенгрианско-буддийской философии толерантности, комплиментарности и трудолюбию местного населения, базирующихся на «зеленых и цифровых» инновациях научно-технологического прогресса. Бренд: «Окинский район – Тибет Байкальской Евразии», обладающий большой притягательной силой как для профессиональных исследователей со всего мира в области этнографии, истории, философии, географии, геологии, биологии, экологии, экономики, буддологии, так и для инвесторов и туристов разных направлений интересов.

Схема «Общество – экономика – окружающая среда» и максимальная капитализация этого потенциала.

Теперь дело остается за тем, чтоб понять –как реализовать свои проекты в рамках реализации Стратегии? Стратегия пишется для людей, чтоб повысить «качества людей от рождения – основа политики местного самоуправления». И на этом основании нужно научиться нам всем договариваться, сохраняя свои интересы!

Для выполнения Миссии предстоит решение множества цели реализующих задач, основными из которых, являются:

В индикаторах сферы Культура, досуг обозначен объем платных услуг, оказанных населению учреждениями культуры. В туризме основными считаются количество туристских прибытий, количество иностранных туристов  за предшествующие 5 лет; объем платных услуг, оказанных туристам, по направлениям:

«Туристские услуги»

«Санаторно-оздоровительные услуги»

«Услуги гостиниц и аналогичных средств размещения»

Количество зарегистрированных субъектов МСП в сфере туризма

Объем инвестиций в основной капитал в сфере туристической деятельности

Количество мест в коллективных средствах размещения туристов.

Исходя из этих главных постулатов мы приступаем к своей работе. Когда мы определились с главным документов района, нам нужно разработать свою Концепцию, подход к своему проекту. Концепция – это основа основ нашего проекта. Это идея, на основе которого мы должны выявить, вычленить свою уникальность, чтоб она была востребована и интересна. Концепция дает представление – каким может быть наш проект в будущем.

Свою разработку мы назвали «Возможности использования нематериального, культурного наследия народов Окинского района на примере проведения свадеб».

Свадебный обряд окинскихбурят как и впрошлом, состоит из 3 циклов: предсвадебный, сама свадьба, послесвадебное[i].

Предсвадебное: Сватовство – хадагтабилга. Самый первое действие этого события – сватовство. В старину нередко буряты выдавали своих дочерей против их желания. Если родители девушки согласны выдать их замуж, то на церемонию сватовства приезжает отец жениха с родственниками, к родителям невесты. Во главе делегации – уважаемый человек, знаток свадебной обрядности. Старшим сватом по традиции бывает брат матери – нагаса или брат отца – абгай жениха. Сваты едут от 3 до 7 человек, нечетное количество. Люди из полной семьи, не должно быть вдовцов и разведенных. Заранее оговаривается количество участников обряда для обмена подарками. Мужчинам – рубашки, женщинам  платки. Более дорогие подарки бабушкам и дедушка невесты. Родители невесты уведомляют своих родных и соседей о приезде сватов, и те собираются в это время у них.

Встречали сватов хозяева, как бы притворяясь, что онине знают их, и спрашивают – кто они такие и куда держат путь. Старший сват отвечает: «Нэгэбайганииехоерболгое. Нимгэнбайганииезузаанболгое!» Цель – обряда – получить разрешение родителей и родственников невесты – Зубшоолабалга. Убедившись в серьезности. Намерений жениха, сторона невесты дает разрешение и старший сват подносит хадак. К нему прилагается определенная сумма денег и на почетное место дома ставится бутылка открытой водки – архи. Горлышко початой бутылки водки смазывают сливочным маслом. Пачка чая, конфеты, печенья, масло.. Гости приглашаются к столу. Отцу девушки говорили: «Хобоохэлсэхэ, Хэтэхутагаандалдаха, Урагтарагболохомнайгүү?» «Давай договоримся, обменяемся кремнем и ножом и породнимся!» (ПатархееваДэшэнПилдаевна, 1900 г.р., булгы).

Хозяева угощают приезжих гостей со стороны жениха, а также своих родных и соседей. За столом продолжаются церемония сватовства и словесные состязания. Приезжие гости ставят на стол гостинцы, хүбүүнэйхэшэг: вареное мясо, конфеты, печенья, хлеб, масло, молоко, водка. После этого родители невесты и жениха официально представляются друг другу, обмениваются подарками. Родители договариваются о примерных сроках свадьбы, количества людей, составе делегаций. На этом заканчивается церемония, гости уезжают домой.

Следующий этап -Басаганайнаадан

С раннего утра у родных невеста начинается беготня и суета. Мясо животных варят в нескольких котлах на открытом огне. Готовится саламат -зөөхэй. Когда мясо сварится из котлов перемещаютв другую посуду. Потом по обычаю от мяса отрезают несколько кусков и зөөхэй преподносят Огню, брызгают молоко или водку местных духам, прося их покровительства. И специально к свадьбе заказывают сундук – Абдар, который в дальнем передается по наследству. Внутри Абдар кладут постельное белье, ее одежду, посуду, все, что пригодится ей в быту. Также невесту снабжают ценными подарками.  По сути свадьба у бурят – это своеобразные презентации родов и племен, в основе которого – передача навыков и знаний последующим поколениям,  качество товара, с которым невеста идет в дом к жениху. В этом отношении особым маркером стоит тохом – матрац из войлока. Тохом, пожалуй, на сегодня в Бурятии сохранился только в Окинском районе. Благодаря нашим матерям, бабушкам технологию создания тохом мастерицы, наши женщины сохранили в первозданном виде, может, с небольшими изменениями.

Тохом – матрац их войлока, сбитого из овечьей шерсти, хорошо держит  тепло, не пропускает влагу и ветер. Известны лечебные свойства. Также из войлока изготовляли головную одежду (головные уборы), шили обувь (башмаки), скатывали мячи для игр, стелили на пол, расстилали на нарах кошмы, вешали на стенах. Войлок считался дорогим предметом обстановки, особенно белого цвета, и символизировал чистоту, благородство. В приданом у выходящей замуж девушки обязательно должно были изделия из войлока.

Есть разные технологии валяния. И поныне в некоторых деревнях валяют таким способом: слегка свалянный войлок в определенном порядке раскладывают сбитые комки шерсти, затем их тщательно давят, прессуют. Самые распространенные мотивы - ромб, треугольники, четырехугольники, фигуры в форме бараньих рогов и другие. Технология изготовления валяния войлока, его применение украшения восходят к искусству древних тюрков. Сегодня во всем мире старинные обряды получают свежее дыхание.

Далее мы представляем технологическую карту изготовления тохом – матраца из войлока для невесты. Для изготовления тохом  необходимы материалы, инструменты: белая, черная овечья очищенная шерсть, ткань, палка, лейка.

Шерсть очищаем от сорных примесей.

Расстилаем ткань на ровную поверхность.

Сверху ткани равномерно раскладываем шерсть. Узор кладем только с одной стороны.

Прикрываем тканью, поливаем  горячей водой при помощи лейки.

Раскатываем при помощи палки до окончательного уплотнения.

После уплотнения, обильно проливаем холодной водой, сушим на ровной поверхности.

При взбивании войлока женщины передают свою энергию войлоку через благопожелания и песни. Взбивая, они напевают:

Үүдээхаангүйайлшалуужа                                   

Хүлөөамаруулангүйхүндэ ямба табижа,

Үглөөгүүрэртэбодожо,

Утааһаабарьюулагты.

Ороходомолон ,ерэхэдэмехэболожобайгты.

Түлэгэйнтнэйноогонтөөзузаанболог!

Түрүүажалдамүнхэдээсуурхажабайгты!

Эрьеынтнайноогонэрьехургазузаанболог!

Эрдэмээшудалжа, дээдээрдэмтэйбологты! Об этом рассказала ЦыдыпАюровнаОшорова, с. Орлик, 1927 г.р.

Удивительный, веками сложившиеся технологии становятся актуальными в наше время, особенно когда кругом идут процессы стандартизации. Поэтому считаем, что войлок Оки будет востребован, особенно в сфере туризма, используются в формате шоу и мастер классов, в сувенирной продукции.

Далее в абдар – сундук складывают в четырех углах молочную архи, чай, молоко из продуктов. Некоторые родители вкладывали в сундук невесты мешочки с травами. Особенно среди окинцев ценился и ценится чабрец – аяганга, саган дали – рододендрон Адамса, которые произрастают на горных склонах Оки. Эти мешочки явились защитными предметами, которые охраняли жилища от злых духов и плохих людей, нейтрализовались ссоры в семье. Эти мешочки явились некоторым образом протопипами травяных саше. Невеста, приходя в дом мужа, эти мешочки складывала под тохом или оставляла в своем сундуке.

 Невеста принимает подарки от своих родственников.

Родные невесты сперва всем гостям подносят молоко – сагаалха. Собравшиеся гости устраивают хоровод, танцуют ёхор.

Түрэхуримайурдадууладагзахяадуун

Үреэмориёотатаха

Һурахазаарайхушэн.

Хүбүүхэннухэрөөтатажа

Үхинхүнэйхүсэнюм.

Үхэрээнгөөерэхэдэ

Хүнэгөө барин угтаарай.

Үбгэн зоной ерэхэдэ

Хүндэлхэдэжэгаргаарай.

Эмнигбоориеньунахадаа

Эмээлдээһайнаарһуугаарай

Эдирзалуунаһандаа

Эхин хүүрыешагнаарайдаа. (Самаева Юлия Чимитовна, 1030 он)

Обычно басаганайнаадан утраивались после сенокоса, при этом национальный танец ёхор производился на улице. На этом заканчивается басанагайнаадан.

Свадьба

К назначенному дню все родные, соседи, родственники жениха собираются у него и ожидают прибытия свадебного поезда с невестой. Свадьбу открывают худынтүрүү– главный сват, мужчины с обеих сторон и худыгынтүрүү – женщины с обеих сторон (не обязательно родственники). К ним есть особые требования – физически здоровые, с полноценной семьей, не вдовцы, не разведенные, уважаемые люди. При приближении свадебного поезда, родители жениха посылают людей встретить их. Они везут с собой молоко, архи, мясо – угталга. Угтаашан – родственники от родителей жениха выходят их машины и на дороге ждут свадебный поезд. При встрече свадебного поезда угтаашан встречает со словами:

Юугээхэжэябанат? – Что тут делаете?

Хоримуушан со стороны невесты отвечают –

«Алтан шагай һагшажа

Амбантүрэбүтээхэеэ.

Мүнгэн шагай һагшажа

Мүнхэтүрэбүтээхэеэ

Төөһоомшэхэтээ

Эрдэмээтүгэсэнхүлөөрөө

Сахирмүнгэнтуруунһаань

Дүлэгарганерэбэбди.

Ибиибаабайнхүүгэд

Эрэболобогэжэдуулаад

Утамориндооһундаладажа

Уужамдэгэлээдабхасажа

Урагаймурөөрерэбэбди.

Угтааша говорит:

Тэмээгээрдүүрэнашаатай

Түрыеерэхыедуулаад

Угтажабайнабди.

Түмэн зон суглараад

Түхэреэннаадахатаржабайна. /ДамбаеваНоржимаНанзытовна, 1927 , нойнояратай.

Их задача – рассказать о роде жениха и невесты, чем ониславятся и нахваливать жениха и невесту. Худынтүрүү жениха объявляет свадьбу открытой.

Гостей приглашают к свадебному столу. Отец жениха открывает торжественное событие и назначает тамаду. Главный сват – отец невесты или родственник представляют свою делегацию и перечисляет подарки с девичника, приданое невесты. Затем представляются со стороны жениха. Родители невесты и жениха обмениваются подарками.  Начинается веселье с произношением благопожеланием и преподношением  подарков.

Начинается свадебный обряд Ороозаралган.

Данный обычай древний. На новую кровать кладется постель молодых. Чередуясь, постель жениха и невесты, кладут деньги. Бурятский тохом должен быть обязательно. Сидя на постели произносят благопожелания супружеской жизни и рождению множества детей. При данном обрядеприсутствуют только супружеские пары, проживши е много лет, имеющие детей и внуков. Здесь обычно худагынтуруу невесты перечисляет ее приданое.

До отъезда родственники со стороны невесты заносят сундук с замком и ставят рядом с кроватью и вручают ключ от сундука самой старшей невестке. Если свадьба отдельная, признак хорошего тона для стороны невесты – уехать через 2-3 часа. Гости после передачи сундука возращаются к свадебному столу и говорят:

Ороһонбороотогтодог,

Ерэһэнайлшадбусадаг.

Гостей провожают с гостинцами. Перед объездом гостей со стороны жениха, поет:

Мореорерэхэдэтнай

Дүүрэнһанаатаймордохот.

Уриглажаерэрэнайлшад

Үнэнзүрхэнһөөзугаалыт.

Олоорооерэрэнайлшад

Үнэнзүрхэнһөөзугааланмордохот.

Гости танцуют окинскийёхор.

Хуһанманзахэндэбдаа

Харбалсажатуршая.

Хоолойнһайханхэндэбдаа,

Дуулалсажатуршая.

Манзагодлихэндэбдаа

Маталзажатуршая.

Мотив холойхэндэбдаа,

Дуулалсажатуршая.

Моринойхурданюунһээб,

Монсондүрбэнтуруунһаа

Ахайнһалтинюунһээб?

Мойһонхаранюдэнһөө.

Шүүдэртэйхэнногоое

Шүүрээдэдиһэнморинбии.

Шамарааболохоахайтаа

Шуюулаадябаһанбэебии.

Талынхүхэногоотаһалаад

Эдиһэнморинбии.

Танһааболохоахайтай

Танилсаадябаһанбэемнай.

Хүлэгхүлэгморимни

Хүлдөөтахатайбэшэлдаа

Хүтэлөөдябаһанхүүхэншни

Хүүгэдшиниибэшэлдаа.

Тарганхүлэгморинойм

Таханьхурсабэшэлдаа.

Тэбэреэдябаранбасаганшни

Танайхүсэдбэшэлдаа.

Алагморинойгоеолто

Ала сохимоһалааха.

Ахынхүбүүдэйгоелто

Адууниарһанпингууза. /Хаптагаева Светлана Дугаровна, 1942 он/[ii]

Ёхорокинских бурят отличался особым юмором, жизнелюбием, несмотря на то, что окинцы жили в суровых климатических условиях.

Послесвадебный обряд «Абдарнеэлгэн».

На следующий день собираются родственники жениха на Абдарнеэлгэн, где открывается сундук и обязательно озвучивается его содержимое.

На чай невестки – Бэреэхээнсай.

Это церемония череды магических действий, которые призваны помочь невесте войти в семью в качестве хранительницы домашнего очага. Сначала невеста проводит обряд поклонения очагу, кланяясь огню, поворачивает поленья в очаге и подкладывая по два полена, приговаривает:

Түлиһэнгаламнайтүмэнжэлбадараг

Түрһэнхүбүүмнайтүмэрбуладшэнгиболог!

Это значит что как увеличивается огонь очага, от новых поленьев, так и должна увеличиваться ее семья,  а также что она становится хозяйкой дома. Затем невеста капает молоко на огонь очага и отпивает немного молока из чашки, а оставшиеся передает присутствующим. После этого чашку возвращают обрат но. Этот обычай называется Сагаалха. Он означает, что невеста обязуется быть полной хозяйкой. Свекровь невесте подает в чашке растопленное масло. Та все масло выливает на огонь очага – галдаатоһоүргэхэ.

После этого невесте преподносит куски жира, она кланяясь, бросает их в огонь очага, затем невесте дают 3 куска жира, которые она берет обеими руками, бросает их прямо в грудь своего свекра. Свекор часть жира бросает в огонь, часть съедает, остальное раздает присутствующим. Этот обычай называется өөхэүргэхэ. Он означает, что входя в дом мужа, невеста приносит честь, изобилие и потомство. И что она обещает быть верной женой и дочерью.

Совершивший обряд бросания жира невеста с матерью и провожатыми выходит из дома. Невеста из сундука достает посуду, молоко, чай, архи и угощает своим чаем присутствующих. Это значит, невеста будет жить богато и счастливо, что у нее всегда будет много пищи.

Мы описали процедуру окинской свадьбы, которая состоит из 4 этапов. Эти этапы можно сделать самостоятельными продуктами, и создать в формате интерактивных мини – спектаклей

Свадьба – это запоминающееся событие для главных виновников торжества – жениха и невесты, а также для всех представителей родов. Этот  бесценный культурный материал можно использовать в туристических событиях. Нам всем известна успешного использования свадебного обряда семейскими в Тарбагатае. Данный турпродукт пользуется огромным интересом не только туристов - иностранцев, но и россиян. При этом используется интерактивная, игровая форма.

Мы видим, что сам обряд несет в себе скрытые коды древних традиции. В туризме данный материал можно использовать в разных формах:

Включение в обряд встречи гостей - Угтамжа. Знакомство с традициями через игру, танец с вовлечением гостей

Организация театральной постановки, мини – спектаклей с приглашением профессионального режиссера

Как  мастер классы окинскогоёхора, музыкального наследия

Черезмастер классы традиционной кухни окинских бурят, особенность которых заключается на готовке на открытом огне. Зутраан

При исследованиях экспедициях, лагерях для детей, студентов[iii]

При презентации окинской сувенирной продукции (войлочные сувениры – як, тохом; стельки из хвоста яка, набор кочевника, куда входит туулга - походная тренога, ембэ – тогоон – казан особой формы, тюһуур – лопатка для чистки, заазуур – прихватка для казана, пилэ – ложка для обдирки зерна, зүлгүүр – веник из курильского чая для очистки казана,хэтэбшэ – сумка для муки, пянгууза- походная кожная сумка для соли и чая и т.д.

В проекте Стратегии социально – экономического развития МО нашего района говорится, что этно-экономическое и этно-культурное возрождение сойотов и живущих в районе представителей других национальностей, не мыслимо в отрыве от традиций и ценностей тенгрианско-буддийского мировоззрения предков на принципах ненасилия, не причинения зла не только по отношению к людям, но и  ко всем живым существам и природе[iv]. Грамотно возрождая свою уникальную культуру и узнаваемость в мире возможно, используя духовное наследие.  Инструментами для решения такой масштабной задачи являются культурные традиции,  куда входят и свадебные обряды окинских бурят.

Уверены, что успех будет достигнут при поддержке Администрации района, активности населения и возрождении бесценных артефактов народов, населяющих наш уникальный, горный Окинский район.

[1] Демография, а не демократия станетвXXIвеке наиболее решающим фактором обеспечения безопасности и роста, - завещали Ли КуанЮ – «отец» сингапурского экономического чуда, потому что перспективы развития будут зависеть от качества человеческого народонаселения, уровня его образования, степени культурного развития, способности владеть иностранными языками и т.д.

[i]ДанцарановаЭ.В.Свадебные обряды окинских бурят, стр.187 Саяно – Алтайский и Байкальский регионы в общемонгольской истории на рубеже XXI века ( материалы межрегиональной научной конференции посвященной IX  встрече хонгодоров)

[ii]Дашеева О. Ш . Издание «Сагаандалиинорон»- Аханютагаайарадайаманзохеолойсогсолбори» – Улан-Удэ. Бальжинимаев А.Б. 2017- 244 с. 

[iii]Аннотационный отчет группы «Социокультурная психология и антропология» по экспедиции в Окинский район Республики Бурятия (10 — 27 июля 2010). РуководительА.С. Обухов, к.психол.н., профессор, зав. кафедрой психологии образования МПГУ, методист лицея №1553 «Лицей на Донской» и ДНТТМ МГДД(Ю)Т

[iv] Проект Стратегии социально – экономического развития МО Окинского района до 2035 года , разработан под руководством ведущего научного сотрудника, д-р. экон. наук, профессора Н.И. Атанова.