100 уникальных сел Бурятии

 

Проектный офис    +79148457321
 100seltour@gmail.com

Круговой танец бурят Ёхор –как культурный и туристический ресурс развития сельских территорий. Чек - лист сбора обратной связи

Проект поддержан Фондом Президентских Грантов

#ФондПрезидентскихГрантов

Фестиваль народного кругового танца «Ночь Ёхора» проходит с 2007 года и является самым масштабным в Бурятии, собирая от 4 до 7 тысяч участников ежегодно. Участники погружаются в необычную атмосферу, ощущая энергию бурятского танца - Ёхора, чьи корни уходят в глубину веков. На фестивале представлены и аутентичный фольклор, и его современное исполнение с участием известных фольклорных коллективов Бурятии, Иркутской области, Забайкальского края, Внутренней Монголии (Китая).

Сегодня, как никогда, актуальна тема развития регионов. В тренде – возрождение туристических брендов на основе идентичности и нахождения новых смыслов культуре. В этом контексте наши бурятские ёхора – это тот самый интеллектуальный капитал народа.

Театр «Байкал» за 10 лет возродил несколько десятков песен, показал народу и миру красоту и глубину бурятского танца. Сегодня нам необходимо двигаться дальше и создать настоящую, истинную культуру, этимологию танца через творческие коллективы, профессиональное сообщество.

Сейчас ехор танцуют везде – но нет единой формы. Для развития региона необходима идентичность. Бурятия наша богата традициями. В каждом районе – свой напев, своя стилистика и хореография. Данная рекомендация адресована тем, кто намерен использовать этот потенциал правильно.

«Танцевальная культура бурят имеет богатую историю своего развития. Она сформировалась под воздействием уникального сочетания природных, религиозных и художественных факторов, что придало ей необыкновенное своеобразие, выделив из ряда других культур. Культура ёхора возникла в периодродовогостроявсвязиспразднествамипослучаюудачнойохоты.Этотдревнийобрядовыйтанец имеет особое сакральное значение, связанное с солярным культом, культом Солнца, так как движение танцующих по кругу слева направо совпадает с направлением движения Солнца. Рассматриваютсяверсиипроисхожденияёхораиегоописаниекакважнойсоставляющей традиционной танцевальной культуры бурят. В процессе эволюции общества танец ёхор трансформировался,утрачиваянепосредственнуюсвязьсобрядамиипостепеннонаполняясьновымсодержанием. Уходя своими корнями в глубину веков  и претерпевая на своем пути значительные перемены, ёхор  до сих пор является ценным источником для изучения традиционной танцевальной культуры бурят», - пишет  Анастасия Владимировна Тугай,   старший преподаватель кафедры хореографии, Восточно-Сибирский государственный институт культуры.

Театр продолжает выполнять свою культурную функцию  -  возрождения, сохранения, передачи и популяризации духовного нематериального ресурса бурятского народа.  Клиповое  сознание, культура гламура, ценности масс, интернет правит бал.

Как -  относительно легко и с достоинством интегрироваться в новое время? Есть единственный путь - стать интересными для Мира! Поиск идентичности становится координатой новой эры. Нам нужно настроиться на дальнесрочные стратегии развития и научиться извлекать пользу от своих ресурсов, а потом и научить других. Нам не копировать нужно, а развивать своё!

Ёхор как культурный ресурс. Общая информация.

Восточная Сибирь насчитываетсотни тысячлет существования своейистории культуры. На этой территории обнаружены древнейшие памятники – петроглифы - наскальныерисунки, которые образуютцелые композиции, по которым можно восстановить значение и посыл, запечатленный в изображениях.

Академик А. П. Окладников выделяет две культурные традиции среди изображений бронзового и железного веков.

В наскальном искусстве наблюдаются сюжеты, характерные только для общества охотников- собирателей тайги того времени (звери, лыжная, морская охота), а позднее возникают новые мотивы, свойственные уже кочевникам-скотоводам степей (всадники, солярные символы в виде колеса). Эти две традиции существуют параллельно с начала бронзового века до завершения нанесения наскальных рисунков в XVII в. н.э.

Среди многочисленных рисунков выделяются несколько основных сюжетов. Главное положение в наскальных рисунках занимает человек. Есть как единичные фигуры людей, выполненные линейно, так и людей, сидящих в лодках. Впервые на скалах появляются фигуры танцующих людей(рис.1), взявшихся за руки. Ученые предполагают, что это и есть первый, древний круговой танец бурятских племен -  «Ёхор»![i]

Бурятскийнациональный круговой  танецтесносвязансисториейнарода,имеетглубинные,коренныеистоки. Обычай танцевать обрядовый круговой танец вокруг шеста, дерева, горы и коновязи бытовал у других народов Сибири, в частности у якутов, эвенков, эвенов и долган. Так, якуты танцевали круговой танец осуохайвокруг коновязи сэргэво время весеннего кумысного праздника Ысыаха, долганы и эвенки – деревянного шеста (күрэя), символизировавшего у эвенков воду. Иногда эвенки добавляли изображение самца дикого оленя. Все это представляло собой модель мира, характерную для традиционного мировоззрения эвенков[ii].

Символ круга и его трактовка являлись ключевыми в традиционном мифологическом и религиозном представлениях многих народов мира. Совершенно не случайно аналогичные круговые танцы обнаруживаются далеко на западе почти у всех народов Центральной и Восточной Европы. Это русский хоровод, чешский сhorovod, польский korovod, украинский коровод, белорусский кара- год, венгерский kortaz, болгарский хоро, молдавский хорэ, македонский орои т.п. Издревле известны и популярны круговые хороводные танцы на Ближнем Востоке, такие как азербайджанский халай, грузинский хоруми3, лилеои др.

В бурятском круговом танце действуетзаконвременныхциклов. Ёхор цикличен: при его исполнении меняются движения и покой, одномоментностьи повторяемость,использование традиций[iii]. Благодаря этой цикличности, внутреннему порядку, системе, ёхор почти сохранился с бронзового века и дошел до наших дней!

Со сменой эпох меняются и стиль исполнения. Например, известно, что во время исполнения традиционного бурятского танца ёхор, женщины опускают манжеты рукавов национального костюма, которые символизируют копыта тотемной прародительницы – маралухи (самки марала), а движения по кругу символизируют солнечную природу этого животного. В мировоззрении тюрко-монгольских народов солнце выступало в женской ипостаси и теонимом Умай у них обозначалось божество – Солнце. Одной их основных функций кругового хороводного танца ёхор, занимающеговажное место в обрядовой практике западных бурят, являлась функция осуществления магической связи между небом-отцом и матерью землей[iv].

В своих исследованиях в области национального танца Т. Е. Гергесова пишет: «Древние буряты устраивали большой праздник Хатарха вокруг ЕхэЁрд(Большая Ёрд) – холма почти правильнойкуполообразнойформы,высотой 40–42 м над поймой долины и окружностью 700шагов.Нанегосъезжалисьпредставители всех родов и племен не только с западной,но и с восточной стороны Байкала. Внекоторые годысобиралосьдодвух-трехтысяччеловек». Далее она продолжает: «Собравшаяся масса народа устраивала грандиозные круговыетанцывокруггорыЕхэЁрд,которые продолжались шесть дней и ночей. Для того чтобы игрище состоялось, должно было собраться столько участников, чтобы они,взявшись за руки, могли опоясать горку, замкнув хороводный круг вокруг нее».Замкнутыйкруг -древнейший оберег от злых сил и гарантия благополучногоисходаобряда.

Проф. Г.Д.Санжеев в 1929 г. писал, что особую группу составляют песни хороводные – наадани и плясовые – хатари[v]. «Хороводные песни распеваются молодежью на специальных игрищах, называемых наадан, отсюда нааданидуунууд – игровые песни. Нааданы устраивались в свободное от работ время, вечерами, летом – на широкой поляне, где-то в центре или на краю улуса, зимой – в больших домах. В настоящее время нааданы устраиваются в колхозных клубах, районных домах культуры, а в городах – во дворцах культуры, в парках, садах. Суть наадана заключается в следующем. Юноши и девушки берутся за руки, становятся в круг и, передвигаясь по кругу, распевают в такт своих шагов песни-четверостишия, разнообразные по свое тематике. В них затрагиваются тема дружбы молодежи, юношей и девушек, встречи с любимой, радости любви, в них отражается проблема молодости и старости, проблема верности и др.»
В советском композиторском искусстве в  традиционный жанр ехора  кроме свойственных ему тембров и интонационных оборотов, неизбежно добавились и новые. Тем не менее - пусть с некоторыми потерями известные композиторы включали в свои произведения ёхорные сцены. Они вызывают устойчивую ассоциацию с праздником, торжеством как в сюжетах, связанных с прошлым, так и в современных. Это ёхорв третьей картине оперы «Саян» Д.Д. Аюшеева, ёхорв третьем действии уже упомянутого балета «Цветы жизни», вторая часть сюиты «Весна в колхозе» (1955) Д.Д. Аюшеева, Ёхор(1940) Б.Б. Ямпилова, увертюра «Ёхор» (1969) Г.Д. Дашипылова, финальная часть «Ёхор» сюиты «Симфонические эскизы» Ж.А. Батуева[vi]. Таким образом, в названных опусах жанр использован в иллюстративном или прикладномзначении.

Именно это, и ничто другое - и является условным знаком, маркером, обеспечивающим «узнавание культуры», ее уникальность и адресную принадлежность.

Второе дыхание ёхору дал театр «Байкал» в 2007 году, когда впервые объявил о республиканском фестивале народного танца «Ночь Ёхора». Сейчас появилось много производных проектов: «Глобальный ёхор», «Ёхорнаадам», «Ёхорбаттл», «Детский ёхор в Угнасае» и т.д.  Ёхор исполняют на каждом празднике, ниодин праздник в Бурятии не обходитсябез самоголюбимого,распространенногоповсей этнической Бурятии кругового танца.

Скоро настанет время, когда хорошая еда будет стоить дороже, чем кроссовки.  И современный человек, уставший от пластмассы, искусственности, урбанизации ищет и всегда будет искать настоящее, истинное, корневое. Оно есть у нас. Это Ёхор. И его нам нужно развивать!

Методы использования ёхора в образовании. Инновационные педагогические технологии.

Потенциал использования кругового танца довольно широк. В п.Усть-ОрдынскийИркутскойобластив2010–2011учебномгоду был проведен педагогическийэкспериментв9-ыхклассахшколы №1им.В.Б. БорсоеваПоднаблюдениемнаходилось47 учащихся14–15-тилет,изних28мальчикови19девочек.ПометодикеВ.В.Бунакабылипроведенысоматометрические и функциональные измерения, а также дана индексная оценка физического здоровья школьников[vii]. В ходе эксперимента было установлено, что включение в учебную программу по физической культуре физическихупражненийизнациональныхбурятскихвидовспорта,игриёхораоказалодостоверные положительные изменения функциональных показателей, жизненного и силового индексов у учащихся экспериментальной группы.

Подобный эксперимент проводился в Калмыкии. Включение национальных компонентов вучебныйпроцесспофизическому воспитанию дало положительные результаты в физической подготовленности детей республики Калмыкия. Инновационная методика физического воспитания способствовала достоверному повышению скоростных способностейучащихсяна4,1%,атакжеулучшению такихпоказателей,какподтягиваниенаперекладине (на 11,4%), метание набивного мяча (на 10,1%), шестиминутныйбег(на7,1%),прыжоквдлинусместа (на4,4%).Витоге,актуализациядвигательнойактивности стала мощным противовесом формированию вредных привычек, негативному поведению подрост- ков,ростузаболеваемостишкольников.

Эксперимент в Усть Орде ставил своей целью –датьхарактеристикуиизучитьдинамику уровня физического развития учащихся после внедрения в вариативный компонент учебной программыпофизическойкультуреэлементовизнациональныхвидовспорта,танцевиигр. Полученныеданные заносились в специально составленный протокол исследования–«Паспортздоровьяшкольника».

Были использованы научные методы, индексы и показатели,характеризующие физическое здоровье школьников:весоростовойиндексКетлеII;индексРорера; индекс Брока;индекс Пинье.  Соматотипирование (определение типа телосложения) школьников обеихгрупппроведенопосхемеВ.М.Черноруцкого.

Вначалеэксперимента учащиеся обеих групп обладали примерно одинаковым уровнем физического развития и функционального состояния организма. Обучение и воспитание школьников осуществлялось в плане обычной системы классно-урочных занятийсполнымсоставомзанимающихся,асампедагогический эксперимент проводился в видеопытных уроков.Занятия физической культурой в экспериментальной и контрольной группах проходили в одинаковых условиях–вспортивномзалешколыилинашкольном стадионе, в зависимости от погодных условий.

Дети экспериментальной группы, несмотря на высокуюинтенсивность и нагрузку движения, требующие большого напряжения, относились как к игре и выполняли большой объём физической работы. Ёхор помогал развиватьгибкость, подвижность, грацию.  Танцевальные элементы, включённыевпрограммувариативногоурока,выполнялись под сопровождение национальной музыки, что повышало эмоциональный фон занятия, создавало чувство удовлетворения, доставляло эстетическое наслаждение.Движения ритмичного и порывистого танца, как «Ёхор», увеличивали подвижность в суставах, развивали выносливость организма.

Танец включалследующие основные движения: ульмышэлхэ –движения в сторону с приподниманием на пальцахи опусканиемнаполныеступниснебольшимприседанием (развивает силу ног, улучшает координацию); ээрэмшээхэ–переменныйходсзаходомногизадругую(развиваетловкостьигибкость);хатарха–прыжки с продвижением, с поочерёдным отбрасыванием ноги назад (развивает ловкость, выносливость); досоошоомяазгайшалха – полуприсяд с постановкой стопына внутреннее ребро (развивает выносливость, силу ног). Длясовершенствованияумениясохранятьцентртяжестителаввариативныйкомпонентбыливключены элементы из «Танца орла»: во время быстрыхперемещений активно задействованы мышцы ног, а стойка на одной ноге требует поддержания устойчивогоположениятела,егоравновесия.

В ходе эксперимента установлен рост показателя Жизненной Емкости легких на370мл,т.е.болеечемна 13,1%(р<0,05), в другой группе этотпоказательозросна140мл,чтосоставляет5,3%(р>0,05).

Динамометрия силы рук. Экспериментальная группа -силаправойрукидостоверновозрослана3,4кг(10,8%);левойруки–на 2,7кг(9,2%), в обычной группе - силаправойрукиувеличиласьна1 кг(3,4%),левой–на1,4кг(5%).

Соматометрическиепоказателик концу наблюдения среди девочек- показатели окружности грудной клетки в экспериментальной группе увеличилисьна6,7см(р<0,05),вобычной группе на  4см (р>0,05). Сильно отличаются показатели Жизненной емкости легких в обеих группах. У девочек экспериментальной группы – индекс достоверно увеличилсяна170мл(7,1%),в обычной -возросна20мл, чтосоставило0,9%(р>0,05).Также  лучше показатели у экспериментальной группы - силалевойрукидевочек, динамометрияправойруки.

Также выгодно отличаются жизненныйисиловой индексы, характеризующиефизическое здоровье школьников.

Вэкспериментальной группе кконцуэкспериментаколичество детейнормостеническоготипателосложенияувеличилосьна8%,аастеническогосократилосьна16%и появилось 8% детей, имеющих гиперстенический тип. В обычной группе среди мальчиков количество нормостеников, напротив, уменьшилосьна6,5%,количествоастениковнеизменилось и составило60%.

Эксперимент доказал, что использование на уроках физической культуры элементов национальных бурятских видов спорта, игр, ёхора оказалась более эффективной, чемобщепринятаяучебнаяпрограммапофизическому воспитанию школьников. Об этом свидетельствуют достоверное увеличение показателей Жизненной емкости легких у учеников экспериментальной группы,силымышц кистейрук,жизненногоисиловогоиндексов.Подробно об эксперименте можно узнать в «Вестнике ИрГТУ», №3(62), 2012. С. 336.

Ученые рекомендуют включить впрограммыпофизическойкультуревшколеииспользовать какодноизнаправлений модернизации физического воспитания школьников.

Не менее любопытен и красноречив факт использования бурятского народного танца ёхор с целью создания условий психоэмоционального двигательного комфорта в ходе интенсивной физической нагрузки студентов.Ирина Валентиновна Орлова,  ст.  преподаватель  кафедры  физического  воспитания  БГУ заметила, что большая часть исследовательских работ свидетельствует о том, что ёхор– это молодежный танец.

В данное время ёхорстал решать сугубо коммуникативную функцию, которая заключается в форме общения и обмене информацией между молодыми людьми.

Во время танца девушки и юноши общались, знакомились, выражали симпатии друг другу. Кроме того, игровая деятельность в ходе танца требовала строгого соблюдения правил. Благодаря этим требованиям достигалась слаженность, особое изящество в движениях танцоров и пластичность самого танца.  «По нашему мнению, возможности народного бурятского танца ёхорв обучении и воспитании молодежи достаточно велики. Особый интерес круговой танец представляет для нас в связи с обучением студентов физической культуре, что объясняется целым рядом причин.Во-первых, особенности народного танца знакомы каждому с детства, он доступен и понятен каждому человеку, близок людям самых разных убеждений, взглядов, темпераментов. В отличие от других танцев освоение основ народных танцев происходит естественным образом, в ходе наблюдения за их исполнением членами семьи на семейных праздниках. Это способствует осознанию сути народного танца как явления, отражающего культуру семейного, родового социума, принадлежащего, в свою очередь, более обширному, национальному сообществу», отмечает Ольга Валентиновна.

Далее ученый определяет несколько факторов, положительно влияющих на использование ёхора в среде молодежи. Это положительный настрой и позитивная мотивация,потенциал игровой деятельности, добрый, жизнерадостный юмор танца – то, чем «зажигает» всех круговой танец.

Важной составляющей является трехчастная структура танца, что может быть достаточно эффективно соотнесена со структурой спортивной тренировки. Постепенно нарастающий темп танца повторяет ускоряющийся темп и увеличение физической нагрузки в ходе занятия по физической подготовке.Такимобразом, круговой танец ёхор, являясь жанром национальной культуры бурятского народа, может быть использован в структуре комплексов спортивных упражнений и успешно реализован с целью совершенствования педагогического процесса по физической культуре у студентов.

Для проверки гипотезы ученые БГУ исследовали мотивациюстудентов к комплексу физических упражнений, в основу которых положен ёхор. В эксперименте был использован метод научного исследования «пробное обучение», который по мнению М.В. Ляховицкого, построен на методической эрудиции и интуиции преподавателя.

Перед и после пробного обучения были проведено анкетирование со студенткамиI-IIкурсов БГУ.

Было предложено ответить на вопрос:«Испытываете ли Вы потребность в занятиях физической культурой?». Результаты исследования показали, что число желающих  достаточно высок – 72,2%. У части студенток потребность  в занятиях физической культурой практически отсутствует – 11,1%; или же не осознана в достаточной степени – 18,7%.

Высокие показатели, возможно, обусловлены тем, что в настоящее время стало модно заниматься фитнесом и физкультурой.

Второй вопрос - «Испытываете ли Вы интерес к предмету «физическая культура»?» выявил такие результаты:. Да - 48,1%, Нет – 22%, Затрудняюсь ответить   - 34,2% участников исследования.

Причиной низкого интереса стали однообразие занятий физической культурой,применение только традиционных методов и приемов  и средств обучения. Отсюда следует сделать вывод о наличии острой необходимости поиска и применения новых методик, нетрадиционных подходов к проведению занятий по физическомувоспитанию.

Был задан следующий вопрос: «Для чего Вы занимаетесь физической культурой?»:

  • для повышения уровня физической подготовленности;
  • для получения удовольствия от физических упражнений;
  • для сохранения здоровья;
  • для улучшения осанки;
  • для снижения веса;
  • для коррекции фигуры;
  • т.к. посещение занятий обязательно; для аттестации по предмету.

Анкета заполнялась студентами до и после эксперимента – в начале и конце учебного года. За это время у студентов было время и возможность оценить разницу обучения с применениемёхора и традиционным обучением. Мотивы занятий физкультуры значительно изменились. О результатах можно подробно ознакомиться в статье И.В. Орловой в «Вестнике БГУ», №13, 2012  г.

По итогам проведенного исследования, 96%(!) студенток отметили, что танецёхорстимулировал их бодрое самочувствие, улучшил настроение, способствовал благоприятному эмоциональному настрою, благодаря бодрому ритму выполняемыхупражнений, плавности и то же время стремительности движений, концентрации внимания благодаря выработке в организме во время физической активности гормонов и биологически активных веществ.Следовательно, преподаватели БГУ отмечают значимость и мотивирующий потенциалприменения ёхорана занятиях по физической культуре у студентов университета.

Ёхор-  как лечебно – оздоровительный, рекреационный ресурс

Бернард Возиен, профессор хореографии и основатель движения SacredCircleDances в Европе и Америке, говорил о древних практиках кругового танца, как о способе трансформации энергии и приведение её к естественной гармонии:"Танцуя эти старые формы, мы как будто оказываемся в другом времени, владеем древним знанием и воплощаем его в настоящем движении. Это — как будто что-то снова нашёл. Узнаёшь это, как то, что уже знал…"

В основе ёхора – круг. Это один из самых распространённых древнихсимволов, он чаще  выражает идею единства, бесконечности и законченности, совершенства и коллективного сознания.

Древние люди, собираясь в круг, представляли себе образ космоса, образ основного божества – солнца. Форма круга была моделью Вселенной – об этом говорят известные ученые С. Камман, Н. Л. Жуковская, К. Г. Юнг.В кругу можно достичь глубин подсознания, т.к. он задавал особый вселенский ритм, объединяющий макро- и микрокосм.Есть гипотеза, что больные, страдающие разными формами душевных болезней, интуитивно настраивали себя на выведение из собственного подсознания или на собственную «космизацию». Так они внутренне «находили» единый ритмсо вселенной и преобразовывали космическую энергию. Эта идея лежит в основе некоторых современных теорий в медицине (психотерапия юнгианского толка), искусстве и искусствоведении.

В Африке, как и в некоторых других местах, лекари с помощью танцев старались усилить лечебный эффект снадобий. Любые танцевальные движения до сих пор считаются целебными. Они дают танцору избавление от напряженной общественной жизни.

С сороковых годов прошлого века возникли западные варианты так называемой танцедвигательной терапии (ТДТ), которую успешно использовали для лечения и профилактики множества заболеваний — психических расстройства, суицидные проявления, остеохондроз, болезни суставов и позвоночника, сколиоз, гинекологические, простудные, сердечно-сосудистые и желудочно-кишечные заболевания, бронхит, астма, проблемы с артериальным давления, аутизм, синдром Дауна, болезнь Паркинсона и т.д.  По словам практиков, танцами успешно можно устранять даже сильную зубную и головную боль, снимать воспаления, простуды. «Танцевальные» перерывы по 15 минут через каждые 2-3 часа позволяли иной раз выполнять сложную умственную работу беспрерывно целые сутки.

В последнее время происходит интеграция танца с такими науками, как психология, физиология, медицина, в результате чего формируются новые научные дисциплины: танцевальная терапия, основы балетной медицины, коррекционный танец и др.[viii]Открываются курсы арт-терапии для духовно-оздоровительных танцев с элементами звуко-, арома, и цвето- и светотерапии, распылением водяной пыли ионизатором. Сняты учебные фильмы по танцетерапии, действуют учебные программы по ТВ.

В танцевальном фольклоре башкир также сохранился круговой танец -
түңəрəк. По мнению ученой, доктора наук Р.А. Султангареевой именно  круг имеет магию исцеления,защиты[ix],дает способ управления природными стихиями,
укрепляет волю, приобщает к духовным ценностям и т.д. Круговой танец имел ритуально-обрядовые функции обращения к божествам, покровителям-тотемам рода, исполняясь во время праздников «Каргатуй» («Воронья каша»), «Кэкуксэй» («Кукушкин чай»). Тот, кто танцует в кругу, процветает, умножаются его силы, жизнестойкость.

Круговые танцы – являются очень древними и простыми по форме, эти танцы обращаются напрямую к нашей сущности. Возрождение бурятского кругового танца в числе круговых танцев планеты украшает мировую культуру  и расширяет наше, собственное восприятие,  углубляет понимание мира и самих себя. Основные законы жизни остаются неизменными во все времена. Народную мудрость и генную память невозможно измерить или описать, но она живёт в нас всегда. И, когда движется ёхор, каждому из его участников становятся ближе сокровенные истины…

Ёхор - это трудныйтанец,требующийнавыка,непривычный человек сразу устает, поэтому не все могут танцеватьдолго. Безусловно, лечебно – оздоровительный эффект присутствует как и других круговых танцев.

Недавно в те6атре «Байкал» был проведен научный эксперимент с приглашением специалиста, опытного врача Центра Восточной медицины –  ЖамбоЦыбиковичаХоцаева. Были проведены замеры по диагностике Фолля– до исполнения ёхора и после порядка 10 участникам. После замеров участники стали в круг и исполнили ёхор.  Уже через несколько минут у испытуемых значительно улучшились  характеристики пульса, артериального давления, электросопротивление биологически активных точек, каналов и мериадианов. Кроме этого улучшилось настроение, появилась бодрость, исчезла сонливость. «Человек обладает бесконечностью.  Проще понять в круговом танце, группой, когда люди танцуют держась за руки, касаются друг друга, обмениваются энергией. Коллективное сознание ожжет творить чудеса. Люди в круге поднимают свои энергии, излечиваются и даже могут повлиять на энергетику местности. Начинают расти травы, уходит агрессия», - подчеркнул врач.

Важные условия – танец и исполнение песен в кругу, при этом необходимо прочувствовать энергетику танца. Прислушивание к себе, своей сути может создавать и трансформировать внутренний космос и создавать реалии.

Ёхор как туристический ресурс

Танец определенного региона – создается под влиянием природы, климатических условий, культуры, истории. Ёхорформирует уникальность, этническое самосознание бурят. Танец способен оказывать психофизическое, эмоциональное воздействие на человека.

Внутри ёхора много значениё и смысла - мы об этом говорили выше.   Ранее ёхор был как обряд, соответственно, был как инструмент жизнеобеспечения этноса, гармонизовал космическое и социальное пространство.

С точки зрения развития туризма – как использовать ёхор?

По мнению эксперта в области туризма Надежды Макатровой -  количество ярких, занимательных идей на рынке ограничено. Действительно - одни идеи перетекают в другое, многое копируется, в регионах фестивали и праздники проходят по одинаковому сценарию. Разница лишь в географической местоположении мероприятия.

Тем не менее - у регионов есть свои желания и есть “наследственность” и “задатки”. И это нужно учитывать. Допустим, ёхор можно использовать на обряде встречи гостей и туристов – Угтамжа. Это позволит сразу создать контакт с целевой аудиторией. Но при этом нужно помнить, что не все гости будут готовы войти в контакт. В разных культурах разное расстояние личного пространства. Исследование  JournalofCross-CulturalPsychology (ВестникКросс—Культурной психологии), показало, что культура играет огромную роль в том что касается личного пространства.

Страны, в которых больше всего ценится личное пространство – это Румыния, Венгрия, Саудовская Аравия, Турция и Уганда. Представители всех пяти государств предпочтут, чтобы вы сохраняли дистанцию не менее 120 см. Туристы из Аргентины, Болгарии, Перу, Украины и Австрии не возражали бы, если вы приблизились на 90 см. Личное пространство американцев - 95 см. Учитывайте, что не нравится, если незнакомец подходит ближе, чем на расстояние вытянутой руки. Интересный факт – норвежцы, немцы могут общаться весьма близко. Исследователи предполагают, что не последнюю роль в этих различиях играет климат.  Люди из холодных стран более легче идут на телесный контакт.

Тем не менее, наблюдения за 10 лет проведения фестиваля показали, что в круг ёхорасразу встают абсолютно незнакомые люди с разных стран. Поэтому гостеприимство, доброта и настрой – первое, что должно присутствовать при исполнения ехора.

Перед тем, как исполнить ёхор – наведите справки – для кого будете исполнять. Если к вам приедут пожилые люди, им будет тяжело танцевать ритмичные движения и прыжками. ускорениями. Рекомендуем для них медитативный вариант ёхора. Он успокаивает и сразу включает гостей в пространство.

Необходимо сформировать свою целевую аудиторию. При этом не оставайтесь на одном уровне, а создавайте систему решений. Ёхор очень важно исполнять не для сцены, а для себя, для своего круга, с душой. В этом пожалуй главное отличие кругового танца от других. Не нужно стремиться исполнить громко - исполняйте ёхор для себя, получая удовольствие! Ваша задача – передать энергетику танца и песен. Мелочей в туризме не бывает)).

Рекомендуем исполнять ёхора, соответствующие данной территории. Хонгодорскийёхор лучше звучит в Закамне, Оке, Тунке, эхиритский – в Баргузине, Курумкане,  Кабанске (Ранжурово, Корсаково) и других местах локального проживания эхиритских племен. Ёхор – это бренд, он

не создается одним человеком или командой. Это продукт территории в целом!Идею бренда может продумать один человекили команда специалистов, но в работающую систему превращает совместное усилие властей, местного сообщества, местных жителей и т.д.

Что помогает продвигать ёхор?

Перед тем, как встроить ёхор в турпродукт, подумайте – какую функцию он будет выполнять? Ради красоты и для того, чтоб заполнить время – лучше не делать. Неискренность угадывается сразу, и туристам будет сразу видна ваша «галочка».

Ёхора могут выполнять разные функции: коммуникативный - для включения в свою среду, передачи информации, игровой, рекреационный, оздоровительный. Можете использовать разные формы ёхора для разных задач для разных целевых аудиторий.

Для себя должны понять – чем уникален ваш ёхор, какова его стилистика. Это внутренняя наполненность и понимание всегда помогут вам достойно встречать гостей любого уровня.

Ёхор как составляющая трупродукта

Бурятия находится вдали от транспортных развязок и центров. «Дальняя дорога, дорогие авиабилеты - суровый климат - враги массового туризма. Но они не остановят фанатов определенных видов туризма, если будут четко понимать выгоды для себя, причем сформулированные в привычных им терминах», - пишет Надежда Макатрова.  Соответственно, в первую очередь, крайне важно определить место и территорию в ряду уникальных объектов в мировом масштабе. Можно позиционировать, что это “места, не тронутые цивилизацией”. Это большая работа, и нужно потрудиться, чтоб о ваших достопримечательностях узнали.

Есть у нас районы, которые никогда не занимались туризмом. Смею предположить, что это южные районы - Кижингинский, Еравнинский, Мухоршибирский, Джидинский. Есть турпотоки через Кяхтинский, Хоринский, Курумканский, Баргузинский, но они не используются местным населением.

По большому счету, районы Бурятии только вступают  на путь развития туризма. Нужно искать свою идентичность, свободные ниши - другого пути нет.

Цветок Аяганга, воспетый знаменитым поэтом Бурятии ДондокомУлзытуевым может стать брендом любого района, не только Шибертуя – малой родины поэта. Также джидинскийёхор «Дэрбээшэн» исполняется всеми коллективами. И ассоциироваться он будет с тем, кто лучше его исполняет.

Итак: Задачи–

выстроить позиционирование района, добавив необычный, оригинальный досуг в виде ёхора,

Найти свою целевую аудиторию или для каждого узкого сегмента сделать свой ёхор,

Найти партнеров с хорошим турпотоком и стать для них надежным парнтнером. На начальном этапе ваш турпродукт может стать как факультативом, допэкскурсией,

Использовать нестандартные каналы продвижения – партизанский маркетинг. Это сэкономит ресурсы и время,

формировать у местных  жителей позитивное отношение к развитию туризма в целом, к гостям, вовлекать их в процессы,

все время консультироваться со специалистами культуры, туризма, бизнеса, изучать конкурентов, принимать участие в специализированных фестивалях, мероприятиях. Постоянное развитие!

Собирайте обратную связь – это поможет вам продукт сделать лучше.

Чек лист для обратной связи, сбора информации:

  • Целевая аудитория
  • Действия оценки
  • Туристы, гости вашей местности
  • Изучить в инете их отзывы, фотоотчеты. Можно им дать полиграфию, на котором указан ваш сайт, если нет сайта – у вас обязательно должны быть аккаунты в соцсетях: ВК, ОК, ФБ, инстаграмм и т.д. Сейчас – в век интернета обратную связь вы можете получить мгновенно!
  • Гиды, туркомпании, коорые привозят вам гостей и туристов
  • Поскольку они люди заинтересованные в вашем развитии, узнайте - что больше всего привлекает внимание, над чем нужно поработать
  • Таксисты, водители, которые вам привозят туристов и гостей
  • Вы можете взять у них контакты, потом узнать – как гости и приезжие оценили ваш сервис
  • Местные жители, не вовлеченные в процесс
  • Опросить 30-50 человек - что с гордостью показывают местные жители приезжим, особенно бизнесменам
  • Школьники (они наблюдательнее взрослых)
  • Написать сочинения, организовать конкурс рисунков о местных достопримечательностях. И затем выстроить систему турпродукта. То, что интересно для школьников, интересно для их ровесников.
  • Люди, которые недавно переехали в эту местность

В общем и целом - что для них интересно - привычки, внешний вид, уклад, архитектура, говор, народное творчество и т.д.

Проведя это небольшое исследованиевы увидите образ вашего туриста -аватар клиента.

Важно отличаться от конкурентов. Масленица в городах на 80-90% одинакова. Только в 2010 гг появилась Масленица у Бабы Яги под Ярославлем и Масленица с ритуалом у древних славян под Смоленском. Нужно становиться уникальными!

Повторимся еще и еще раз -  программа продвижения территории - только системное решение, а не разовые акции без учета ресурсов, обратной связи и ошибок. Не бойтесь ошибок – они дают опыт. Не ошибается тот, кто лежит на диване.

Главное – создать Живое пространство с настоящим, искренним исполнением. «Пространство без души это - место гибели индивидуальности и души человека. Соль человека в его творчестве, и речь не о том что каждый из нас немножко поэт или скульптор, а в том что каждый из нас творец собственной жизни, собственного пространства». Архитектор GlebUsakovsky.

У любимого всеми бурятского ёхора – большие перспективы развития. Он может использоваться как эффективный, командообразующий инструмент в бизнес –тренингах, обучающих программах.Круговые танцы не предназначались для зрителей, в них участвовали все. Не было показательных выступлений, люди танцевали для себя. Круговой танец - это некоторым образом переход в другое измерение.  Танцуя в кругу, люди чувствуют уверенность и защищённость, появляется ощущение свободы и лёгкости. При этом все улыбаются. Ёхор – это каждый раз удивление, радость и восторг. Поймать ощущение ёхора – значит прочувствовать  квантовую природу – как его ритмы совпадают с ритмами сердца ,природы и всего человеческого рода.

Авторы: Дандар Бадлуев, директор театра «Байкал»

методист проекта Елена Ширибон

 

Иркутский ёхор - Дэрбээшэн

ДYрбоорерэhэндэрбээшэн, дэрбээшэнhакаас

ДYрбэнтээhээнсуглаашан, суглаашанhакаас.

ДYрбэнhYнтэсамбаараа, самбаарааhакаас

Остоолдээрээтабиишдаа, табиишдааhакаас .

Наймаарерэhэндэрбээшэн, дэрбээшэнhакаас

Наймантээhээнсуглаашан, суглаашанhакаас .

НайманhYнтэсамбаараа, самбаарааhакаас

Остоолдээрээтабиишдаа, табиишдааhакаас.

Арбаарерэhэндэрбээшэн, дэрбээшэнhакаас.

Арбантээhээнсуглаашан, суглаашанhакаас .

АрбанhYнтэсамбаараа, самбаарааhакаас ,

Остоолдээрээтабиишдаа, табиишдааhакаас.

Урайнайеохор

Набшаhайтаймодондо

Нариинхухыдонгодоо

Нара гарахасирэдэ

Тасяашубуундонгодоо

ПРИПЕВ:

Еохойеохойяаа

Орожонаадаяа

Еохойеохойяаа

Орожонаадаяа

Энэhайтаймодондо

Эреэнхухыдонгодоо

Уурэйсайхасирэдэ

Эрэтасяадонгодоо

ПРИПЕВ

Шагайсосимосаhандаа

Шаргамориншэлуулээ

Шамай намай наадандаа

Шаастайнhайханшэлуулэй

ПРИПЕВ

Нарhансоогуурябахада

Нажарайдайдаhануулна,

Наhанзалууябахада

Нааданходоhануулна

ПРИПЕВ

Хуhансоогуурябахада

Хабарайдайдаhануулна,

Холшорзалууябахада

Ходонааданhануулна

ПРИПЕВ

Добуундобуунгазары

Доhолсороньхатарая

Долоонhунииннааданда

Дуудасараньхатарая

ПРИПЕВ

Намагнамаггазары

Нахилзасархатарая

Найманhунииннааданда

Тарасараньхатарая

ПРИПЕВ

Набтархадынсаанаhаа

Наранайгарасархатарая

Нариндобынсюрууе

Хайласараньхатарая

ПРИПЕВ

Ундэрхадынсаанаhаа

Yурэйсайсархатарая

Yргэндалайндундаhаа

Манагарасархатарая

ПРИПЕВ

Гунхэргунхэргэшхэлхэ

Гутал манда олдуужа,

Гое,гоеорзугаалжа

Зугаа манда олдуужа

ПРИПЕВ

Далайдаябахадаа

Онгосонайдаяа

Наадандааерэхэдээ

Шамдаанайдаяа

ПРИПЕВ

Баргузинскийёхор

Айлоо, харагазархахалха

Айлоо, хараморинойхусэнлэ

Айлоо, хамагзоноодахуулха

Айлоо, залуушуулайзорилго

Айлоо, борогазархахалха

Айлоо, бороморинойхYсэнлэ

Айлоо, Буряадзоноодахуулха

Айлоо, буулта зоной зорилго.

Кяхтинскийёхор

ХорёохYрэсэн

Эжийюутэйбололой

Хамтынгыыажалдаа

ТYрYYболоодябаяа

ТYргэнтYргэнхYдэлжэ

ТYрYYболоодябаяа

ГучахYрэсэн

Эжийюутэйбололой

Хамтынгыыажалдаа

ТYрYYболоодябаяа

ТYргэнтYргэнхYдэлжэ

ТYрYYболоодябаяа

ДYчэ.............

Таби............

Жара……….

Дала………..

НэшYY (вариант агинскогоёхора)

Урдаhаагараhан YYлэниинь

Урагшаахойшоо таhарна

Урдуурhууhан залуушуул

Ерытнаашаанаадандаа

Дабталга: НэшYY, нэшYY, нэшYYнээш

НэшYY, нэшYY, нэшYYнээш

Хойноhоогараhан YYлэниинь

Хойшооурагшаа таhарна

Хойгуурhууhан залуушуул

Ерытнаашаанаадандаа

Дабталга: НэшYY, нэшYY, нэшYYнээш

НэшYY, нэшYY, нэшYYнээш

Урдуурhууhан бэреэдYYд

Ерытнаашаанаадандаа

Хойгуурhууhан хYбYYдYYд

Ерытнаашааёохортоо

Дабталга: НэшYY, нэшYY, нэшYYнээш

НэшYY, нэшYY, нэшYYнээш

 

[i] А.В. Бубенцова. Наскальное искусство долины р. Ангары и петроглифическийкомплекс Канозера: сравнительный анализ. Культурология.

[ii] Л.Д. Дашиева Семантика бурятского кругового танца ёхор. «Вестник Томского государственного университета». №3, июль, 2008 г.

[iii]А. В. Шестидесятая. Бурятский танец как феномен национальной художественной культуры. Кафедрой искусствоведения Санкт-Петербургского государственного университета профсоюзов.

[iv] О. Б. Буксикова Танцевально-пластическая культура в артефактах Восточной Сибири и ее метаморфозы в народном танце

[v] Г.Д. Санжиев. Песнопения аларских бурят. Записки коллегии востоковедов, т. III, Л., 1929, с.476-477.

[vi] Л. Л. Пыльнева Национальная культура Бурятии и ее проявление в музыкальном искусстве. Культурология.

[vii] Е.А. Свердлова, М.М. Колокольцев. Этнопедагогические технологии в физическом воспитании школьников Усть-Ордынского Бурятского округа Иркутской области. Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, «Вестник ИрГТУ», №3(62), 2012. С. 336.

[viii] А. В. Тугай Методологические подходы к изучению танца. Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусства. №2 (38), 2014.

[ix]Султангареева Розалия Асфандияровна, доктор филологических наук, главный научный сотрудник Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра РАН   Теория и практика общественного развития (2013, № 11) С. 402