100 уникальных сел Бурятии

 

Проектный офис    +79148457321
 100seltour@gmail.com

Методика №1 вводная

Проект поддержан Фондом Президентских Грантов

#ФондПрезидентскихГрантов

О проекте «100 уникальных сел Бурятии»

Проект «100 уникальных сел Бурятии» начал свое развитие на общественных началах при поддержке Регионального проектного офиса Республики Бурятия (Правительство Республики Бурятия). На первом заседании в Правительстве при Главе РБ, Цыденове А.С.  им же было рекомендовано продолжать работу в режиме проектного офиса.  На сегодня утверждена Заказчиком, Главой РБ  программа проекта «100 уникальных сел Бурятии». Куратором проекта является Заместитель Правительства Зураев И.И, Функциональным заказчиком Министр Туризма РБ Бадмацыренова М.Б, Администратором проекта Заместитель Руководителя Регионального проектного офиса РБ, Намсараева Валерия.

Проект направлен на развитие активности на селе, в том числе за счет развития туристических маршрутов, создания малого бизнеса в сфере сувенирного производства, изготовления традиционных изделий, проведения событийных мероприятий, спортивных праздников в поселениях, где этому способствуют природный, исторический потенциалы и конечно же активность самих жителей сел. Не мало важно для проекта это создание условий для сотрудничества и эффективного диалога жителей поселений с органами власти, бизнесом, общественными организациями в целях продвижения, реализации и популяризации их поселения. Проект позволит селу - участнику через «точки роста» подчеркнуть свою уникальность, использовать эффективные инструменты и методики для своего  развития.

Следствием могут стать: создание условий для самореализации и роста инициативности местного населения, в том числе детей и молодежи, организация технологии прямых продаж от производителя к потребителю через использование информационных технологий, организация инвестиционных площадок локальных проектов на селе и т.д. Жители села – инициативные группы получат возможность вместе с командой проекта и экспертами создать и реализовать локальные социокультурные, предпринимательские проекты, проекты в сфере туризма, торговли, производства и сельского хозяйства.

            Одним из направлений обозначена разработка новых туристических продуктов, в том числе маршрутов для въездного туризма, обучение правилам приема туристов, подготовки туристического продукта к продаже.

Для обеспечения качества реализации мероприятий проекта и объективности создан Экспертный совет проекта, куда приглашены авторитетные высококвалифицированные специалисты в различных сферах управления, профессионалы своего дела, бизнесмены. Часть экспертного сообщества являются также экспертами регионального, федерального уровня.  Также для участия в проекте приглашаются ученые Бурятии, авторы методик, исследователи с разработками по развитию поселений.

Приглашаем экспертов, модераторов, участников! Свои предложения по участию в проекте просим направлять по адресу 100selmetod@gmail.com

С уважением, команда проекта «100 уникальных сёл Бурятии»

Терминология в рамках проекта идентичности

Идентичность – способность человека, его региона, к социальной адаптации, самореализации в мире на основе своей уникальности. 

Культура – способ решать некоторые ситуации определенным способом на основе общих функции, объединенных людей в сообщества.

Единица проекта - культурная идентичность жителя Бурятии. Это осознание человека своей принадлежности к какой-либо социокультурной группе. Это позволяет определять своё место в социокультурном пространстве и свободно ориентироваться в окружающем мире. 

Идентичность реализуется через нормы, ценности, образцы поведения.

Миссия проекта: «Достижение условий постоянного экономического роста Бурятии как региона с высокой культурной идентичностью за счет сохранения сакральности самобытной культуры и развития потенциала уникальности каждого человека, с учетом его интересов в контексте развития поселения, республики, страны, мира и его непосредственным участием».

Ценности Проекта

  1. Традиции, культура
  2. Связь поколений и сила рода
  3. Бережное отношение ко всей экосистеме, ответственность за озеро Байкал
  4. Гуманитарная, цифровая Экономика через принципы Экологии, Этики, Эстетики
  5. Возможности реализации каждого  в новых экономических условиях

Ценности Проекта, традиции и культура

Каждый житель Бурятии – носитель уникального культурного кода, носитель особых знаний и навыков. Культура Бурятии представляет собой соединение культур народов Евразии.

Категории: отрасли сельского хозяйства, производства, ремесла, инфраструктура жилища и пространства,  одежда, обувь, украшения, аксессуары, кухня, комплекс материальных и духовных ценностей, мотивы в прикладном искусстве, народное искусство, музыкальные инструменты, праздники.

Производные уникальные продукты, услуги. Производство, продажа культурных артефактов, придание нового смысла продуктам/услугам, проведение праздников в честь артефактов с раскрытием их сути и предназначений, создание сувенирной продукции, проведение лекций по культуре и т.д. Реализация: Поведенческие проекты. Исследование своей истории, понимание своей жизненной Миссии, изучение своей культуры. Гордость за свое происхождение, знание истории своего рода, тем самым, своей уникальности.

Ценности Проекта, связь поколений и сила рода

Понимание себя, своего места в системе взаимоотношений, ответственности за  детей и старшее поколение. Существование порядка, родовой иерархии, старейшин рода, порядка и дисциплины.

Производные уникальные продукты, услуги. Квесты, геймификация,  обряды инициации, поведенческие проекты, введение этических правил на Байкале на основе порядка, дисциплины. Выявление сильных сторон определенного рода/племени, брендирование. Единство в разнообразии. Переход от мелкособственнического до бОльших масштабов. Некоторые изменения в  парадигме философских категорий. Рост осознания:  Я- моя семья - мой род- мой народ -моя страна- моя планета - моя Вселенная.

 

Ценности Проекта, бережное отношение ко всей экосистеме, ответственность за озеро Байкал

Живя в условиях ограниченных ресурсов, в условиях холодных зим, засушливого лета, в силу популярности учений о живых системах в традиционных религиях, с также влиянием катаклизмов 21 века - войн, революций, народы Бурятии бережно относились к ресурсам,  места силы держали в порядке, сохраняя сакральность изнутри и извне.

Производные уникальные продукты, услуги. Поведенческие проекты, введение этических правил во время отдыха на природе, сортировка мусора, переработка его, выездов на природу, создание общественных дружин, развитие казачества, посвящения и т.д.  Йога туры, экспедиции по местам силы, обряды инициации.

Ценности Проекта Гуманитарная экономика с использованием IT, цифровизацию через принципы Экологии, Этики, Эстетики

Экономика, выстроенная на основе принципов бережного отношения к Экологии, бизнеса с глубинным пониманием своей Миссии, корпоративной культуры, личностного роста, системой оценки качества, Этики и индивидуального , персонифицированного подхода к каждому гостю на принципах уважения и гостеприимства, позитивного отношения к миру.

Производные уникальные продукты, услуги. Создание услуг, продуктов высокого качества на основе региональных, российских, международных стандартов, введение оценки  ISO в сферу услуг, бизнес. Закрепление знака экологии на товарах, продуктах, услугах, марках предприятий. Использование интеллектуального, научного, творческого капитала.

Ценности Проекта, новые возможности самореализации каждого человека

Использование возможностей интернета и информационных технологий для повышения своей компетенции, а также саморазвития, роста, как коммуникатора. Работа с сельской молодежью, форматы реализации в новых экономических условиях.

Производные уникальные продукты, услуги. Использование современных знаний в сфере инфомаркетинга. Система обучения.  Создание школы интернет журналистики. Запуск проектов развития в интернете, создание образовательных проектов, олимпиад, хакатонов и т.д.

  • Обучающая система проекта  включает:
  • Методики для внедрения и рабочие тетради
  • Системы оценок качества и обратной связи
  • Тренинги, коучинг, консультативное сопровождение
  • Вебинары, видео, аудиоуроки
  • Авторские программы привлеченные экспертов

Анализ ресурсов поселения

Ресурсы территории - это материальные и информационные возможности муниципального образования для обеспечения текущей жизнедеятельности и социально-экономического
развития, проявляющиеся в случае возникновения интересов к их использованию.

№п/п Ресурсы территории Описание, положение
1 Природные. Объекты живой и неживой природы близ села: памятники природы, водоемы, озера (пресная, чистая, питьевая вода), реки.  
2 Природные парки, интересные скалы, красивые виды.     
3 Производственные. Уникальные здания, усадьбы, сооружения: стилистика сооружения, цветовая гамма, архитектура.    
4 Стили: фасады, палисады. Наличники, крыша, кровля, декор, оформление  
5 Исторические достопримечательности: градообразующие центры, церкви/дацаны, исторические здания /сооружения, .  
6 Пространственные объекты: памятники, скульптуры, прилегающие к ним территории, лесопарки, места для купания.   
7

Трудовой ресурс. Ремесленники. Мастеровые. Работники бюджетной сферы. Безработные. Дачники.

 
8 ИП, КФХ, ТОСы.   
9 Исторические личности, родившиеся и проживавшие в селе или внесшие вклад для села.   
10 Образовательный уровень. Высококвалифицированный персонал.    
11 Талантливые люди.   
12 Интересные, уникальные люди села.  
13

Инфраструктурный. Транспортная доступность, логистика, качество дороги, дорожное покрытие, отдалённость от центров, высота над уровнем моря, артерии.

 
14 Отсутствие несанкционированных свалок, бродячих животных, зарослей сорной травы в общедоступных местах.   
15 Питание. Экскурсии. Походы, Визитный центр. ФАП, парковки, санзоны  
16 Сертификаты, лицензии, патенты.   
17 Климат. Дождливо /засушливо. Снежные зимы. Чернозем, каменистая поверхность и т.д.  
18 Наличие определённых животных, растений.  
19 Чистый воздух/вода.   
20 Территориальное планирование   
21 Информационный ресурс. Сайты поселения, школы. Присутствие МО в сетях.    
22 Въезд в село.  Навигация на каких языках   
23 Полиграфия (книга о селе, об истории села, его людях, Книга памяти и т.д.)  
24 Традиционные праздники, фестивали, ярмарки, митинги и т.д.   
25 Бренд, Уникальность  
26 Методический. Метод народной стройки.   
27 Технологический. Новые методы, технологий   
28 Дополнительно  

 

Технологическая цепочка создания продуктов/услуг

Скорость. Качество. Низкие затраты.

         То, что делается медленно – это дорогостояще! Для продукции характерно низкое качество, высокий рост затрат, устаревшие технологии, снижается удовлетворенность клиента, соответственно, снижается выручка. Появляется избыток незавершенного производства (НЗП) из-за сложности услуги/продукта. Подсчитано, что в любом медленном процессе 80% задержек – результат менее 20% действий.

Проект - возможность решить часть проблем сел Бурятии посредством нескольких целевых групп, выработать методику и распространить внедрение с группой профессионалов, специалистов, под руководством резидентов.

Как это будет выглядеть?

Определение ценности продукта/услуги с т.зр. потребителя - внутреннего заказчика. Создание точной схемы “потока создания ценности” продукта/услуги. Устранение потерь при помощи подбора инструментов и методик. Создание потока, позволяющего «вытягивать» ценность клиенту. Постоянное совершенство - кайдзен.

Задача 1: “Создание турпродукта”

Алгоритм:  

1 шаг. Прием заявки, анализ местоположения с учетом геополитики, первичный аудит ресурсной базы, коммуникации с поселением. Внесение данных на единую цифровую платформу.

2 шаг. Первая поездка. Аудит ресурсной базы поселения (по методу кандидата экономики Эрдыниевой Н. И), SWOT анализ, проведение фокус групп,  определение заинтересованных лиц, людей с активной жизненной позицией, “вытягивание интересов”, формирование тура с учетом интересов и возможностей, поиск ресурсов, экономический анализ, анализ уникальности. Формирование Проектной рабочей группы согласно запроса. В его состав входят ученые, специалисты с Административной группы, инициативная группа, координаторы, эксперты по профилю, методисты, резиденты. Формирование тура.

3 шаг. Обучение. Подбор документации специально для села. Обучение по методическим программам. “Стандарты качества приема туристов”, “Правила построения инфраструктурных объектов с учетом требований экологов, Роспотребнадзора и т.д.”, “Работа с налоговыми органами” и т.д. Получения доступа к ресурсам обучения. Подбор или создание региональных стандартов. Упаковка в методику. Распространение опыта.

4 шаг. Пошаговая подготовка к туру. Разработка маркетингового плана, включающего медиапланирование.  

5 шаг. Рекламный тур с участием всех заинтересованных лиц и первых туристов. Аудит. По итогам - занесение турпродукта в календарь событий. Сопровождение проекта до стадии зрелости.

 Автор: методист проекта: Елена Ширибон

Команда проекта: Светлана Цыбикдоржиева, Татьяна Сахилтарова.

Региональный проектный офис Республики Бурятия: Ирина Смоляк

Притча об Опыте и Пути.

 ... Однажды два буддийских монаха пересекали пустыню. И  стали свидетелями такой ситуации. Они увидели  приближающийся караван верблюдов и черепаху, которая оказалась на их пути. Тогда один из монахов поднял черепаху и перенес на безопасное место. Черепаха, ничего не подозревая, дальше поползла по своим делам, караван прошел мимо. Монахи пошли дальше своей дорогой. Проходит некоторое время. И тот монах, который спас черепаху, спрашивает у другого: "Что же ты молчишь? Похвали меня.  Я ведь спас жизнь! Я совершил великое благо!". На что второй монах ответил: "Нет, ты совершил великое зло.

Вопрос: Что имел в виду второй монах?